ГИД ПО ВЫБОРУ КАМЕРЫ ОТ SYNTHESIS FILM

SONY VX 2100 / FX3 / RED KOMODO

Alexander Dorinov
Всем привет! Сегодня я расскажу вам, на какие камеры снимаю и почему. Тема довольно актуальная в свете тысячи предложений и форматов. Мы попробуем немного отойти от стандартного выбора и сфокусироваться на фундаментально важных задачах видео производства.

Важно понимать, что каждая камера имеет свой собственный почерк, характер и создана для определенных задач.

Скажу честно, я всегда любил заморачиваться и находить что-то необычное. В 2013 мы с продакшном UNITY купили очень странную камеру FS700, которая выглядела как подзорная труба. В 2016 году я летал в Германию, чтобы купить Sony FS5, которая входит в топ 3 по моим личным ощущениям.

Но наличие в арсенале Sony VX 2100 это основа основ, несмотря на ее возраст. Это живая легенда, жизнь которой насчитывает уже порядка 20 лет. И она до сих пор в отличном состоянии, потому что эти камеры собирались очень качественно и служат веками. Силуэт VX стал основой для логотипа Synthesis Film и многих студий, которые занимаются видео продакшном. На эту камеру были сняты сотни тысяч классических скейтвидео, да что там! На нее снимался весь экшн контент, свадьбы, фильмы, репортажи вплоть до появления HD.

«Зачем тебе эта рухлядь» - спросишь ты! На что я отвечу, что есть особенная текстура и движение картинки, которое невозможно подделать. VX это универсальный боец, который решает любые задачи. Внутри нее есть отличный стабилизатор, 48х оптический зум, встроенные ND фильтры и мой любимый видоискатель. Но самое крутое, это ручка! Посмотрите на нее, это просто шедевр.

На 2100 круто снимать скейтбординг, арт, лайфстайл и любые движухи, когда важно передать неформальную атмосферу. Ты просто берешь ее в руки и сюжет сам начинает формироваться вокруг, тебе не нужно отвлекаться, менять линзы, просто достал из рюкзака и вперед! Упала, покатилась по асфальту - вообще не страшно. Поднял, отряхнул и дальше, в бой.

*Я не случайно сказал про бой, тк ранняя версия этой камеры, VX1000 была разработана для военной операции «Буря в пустыне» в 1995 году и периодически на каких-то форумах я все еще встречаю предложения о продаже.

Вторая и моя основная камера для повседневных задач, это Sony FX3 Cinema Line. Камера попала ко мне в руки в 2021 году на тест, когда я еще представлял компанию Sony в России и с тех пор я не расстаюсь с ней. Если взять глобально, это младший сын VX 2100. Сони прошли огромный путь в создании камер и я могу точно сказать, что в 2024 году FX3 является одним из лучших решений для run&gun операторов, которые снимают в соло. Здесь супер эргономичный корпус, и возможность собирать / разбирать камеру, и поворотный дисплей, 5ти осевая стабилизация, качественный звук + стоит кулер, чтобы камера не перегревалась. Вес без линзы всего 715 грамм.

Внутри у нас полнокадровый сенсор, супер мощная батарея (мне кстати хватает всего 2 шт на весь рабочий день. Если они садятся, ее всегда можно подключить к powerbank). Здесь есть все современные входы - выходы и нормальный HDMI, а так же, по всему корпусу есть резьба для креплений, это очень удобно.
Камера снимает в разных форматах, фреймрейах и цветовых профилях. Ее можно настроить настолько досконально, что сложно будет отличить на выходе картинку от дорогих кино камер. Весь секрет в высоком динамическом диапазоне, который позволяет захватывать изображение в 10 бит. Детализация у такой картинки просто зашкаливает и очень круто работает на контрасте со старыми хендикамами. У нее нет никаких ограничений по времени записи 4K в 25, 50 кадрах в сек. Можно снимать дикое слоумо 100fps в 4К и при этом она выглядит очень скромно.

По линзам я использую 16-35mm G Master 2:8, 50mm 1:4, 70-200mm и иногда фишай. Также, моей любимой линзой была 28-135мм, которая имела внутри моторизированный зум и была максимально близка по вайбу к VX2100. Но мне пришлось ее продать(

С FX3 я закрываю до 80% своих коммерческих проектов, а также активно снимаю экшн спорт, путешествия, интервью и документальные истории. Даже сейчас я снимаю этот обзор на нее. По сути, внутри есть все, что нужно для записи в самых сложных условиях. Достал из рюкзака и вперед! (Где-то это уже было)
И в заключении, расскажу про мою новую кино камеру RED Komodo.

Начнем с того, что это самая компактная кино камера с сенсором формата Super35 от RED. Она официально одобрена Netflix и уже участвует в производстве топовых фильмов и сериалов на международных стриминговых платформах.

Первый Komodo появился с целью заменить камеры GoPro. Главной задачей RED Digital Cinema была разработка экшн-камеры, которую можно было бы использовать на большом экране. Таким образом, конструкторы решили разработать небольшую и доступную камеру, которая могла бы снимать в формате RAW, имела бы большой сенсор и могла интегрироваться в профессиональный кино процесс. Так родился Комодо. Камера, получившая название Baby Dragon, завоевала популярность и остается одной из самых продаваемых камер RED Digital Cinema.

В России не так много предложений по Komodo, тк порог перехода с DSLR ощущается остро, а в большом кино производстве используются камеры совершенно другого класса. Несмотря на компактность тушки вам все равно необходимо укомплектовать ее клеткой, монитором, V Mount, стабилизатором, разными кабелями и шнурами. Время включения и готовности к работе занимает порядка 30-40 сек.

И если первые две камеры были про «достал и поехал», то здесь нужно набраться терпения. В современном мире мы вечно бежим и торопимся, чтобы скорее все успеть и сделать максимум.

Но есть вещи, которые хочется разглядеть внимательно, без суеты. Это что-то важное, особенное. И если говорить об этой камере с точки зрения ощущений, то она больше всего погружает меня в процесс.

Это можно сравнить с пленочной фотографией, когда ты выстраиваешь композицию: сперва видишь кадр, а уже потом наживаешь rec. Возвращаясь к моим личным задачам, эта камера совсем не про скорость или коммерцию. Она больше про творчество и эксперимент.

Komodo просто уникальна и позволяет найти в себе художника. Когда ты видишь кадры, которые отснял, то сразу же прощаешь ей стоимость в 9000$, долгую сборку, отсутствие ND и внутренней стабилизации. Фокус тоже приятно крутить ручками, хотя она неплохо поддерживает автофокус.

На русском YouTube очень много хейтерских отзывов про RED, мол она дорога, бессмысленна и проще снимать на FX3 или Black Magic. Но это не совсем так. Нужно или нет, решать только вам, исходя из своих личных ощущений. Если посмотреть глобальнее, то можно найти сотни классных обзоров от Американских и Европейских режиссеров, которые явно знают толк в кинопроизводстве. По сути, вы можете снимать хоть на Iphone и хрен кто вам что скажет. Я лишь приведу в пример основные фишки, которые я отметил для себя:
  • Формат
    RED RAW r3d
    Особенность
    Изображение захватывается в фирменном RAW формате r3d, что означает следующее: вы можете смело крутить базовые настройки на посте. Можно поднимать, опускать ISO, что супер удобно, если вы немного промахнулись с экспозицией. Можете менять баланс белого, тинт и насыщенность. В общем, работать с изображением глубоко, как с фотографией, только в 6K и с огромным динамическим диапазоном.

    Если вам не нравится RAW, то можно снимать в ProRes 422. Честно скажу, моя прошка на M1 Pro одинаково тянет оба формата и я уже давно перестал париться по качеству. Спокойно кидаю r3d / ProRes на таймлайн и работаю с ним без PROXY.
  • Байонет
    Canon RF
    Особенность
    Современное решение, которое позволяет использовать с камерой любые линзы от EF до PL через переходник.
  • Затвор
    Global Shutter
    Особенность
    Незаметный, но очень важный аспект, который отличает кино камеру от DSLR. Ровные линии и правильный motion blur при движении, это тот самый случай, когда ты видишь кадр и понимаешь, что это КИНО.
  • Личное
    Самовыражение
    Особенность
    Да, для меня это тоже не маловажный фактор. Мне нравится держать эту камеру в руках, нравится собирать клетку и прочие аксессуары. Нравится мчаться с ней по склону, переписывать с нее материал. В каждой детали RED сделали все на высшем уровне.

    Вместе с Komodo не только растет ваш средний чек видео производства, но также увеличивается уважение к собственному материалу, появляется желание внимательнее работать на посте. Находить новые проекты, профессиональнее смотреть на свои задачи.
Подводя итоги, я скажу, что каждая из трех камер заслуживает внимания, но выбирать нужно исходя из задач, которые вы решаете. Если вы просто хотите кайфовать и не сильно вникать в настройки, то формат Handycam будет идеален. Минимум подготовки, максимум материала и огромный зуууууум!

Если вы Easy Going Filmmaker с амбициями, то идеально подойдет формат FX3 или что-то попроще. Здесь вы сможете закрыть качеством, скоростью, накрутить разных аксессуаров сверху и при этом остаться в бюджете. Плюс, все это уместится в один рюкзак.

Если вы хотите поиграть в художника и внимательно погрузиться в процесс, выставить кадр и оставить свой след в истории кинематографа, это RED. Вы как бы говорите миру «то, что я делаю, имеет смысл». Но важно помнить, что такая техника подразумевает работу в команде, наличие высокого бюджета и времени.

Также наличие камеры не гарантирует, что вы станете великим режиссером и снимете свой лучший фильм. Это не гарант того, что вас сразу возьмут на работу или примут в крутой продакшн. Здесь на первом месте стоит ваша мотивация и желание работать над идеей. Камера это инструмент, который позволяет играть с масштабом задачи и качественно рассказывать свои истории миру. А все мы знаем, что мир любит крутые истории, поэтому настраиваем фокус на бесконечность и полный вперед!*

И помните, что самая лучшая камера это та, что всегда под рукой.

*Все эти камеры можно будет протестировать в рамках наших летних кино кемпов Synthesis Film. Это недельная программа по созданию видео, основанная на нашем профессиональном опыте. Смены проходят в самых красивых локациях Красной Поляны, Алтая и Камчатки. Подробная информация на нашем сайте и ниже в профиле.

All photo and video materials belong to their owners and are used for demonstration purposes only. Please do not use them in commercial projects.
Made on
Tilda